Гокина Л.А., практический психолог ОЦПП, психолог высшей категории, "Психолог-методист"
Что такое школа-интернат с точки зрения «трудной» части его воспитанников? Это нежестко охраняемая территория с режимными моментами и с преобладанием карающих санкций за любую провинность. Это образовательное учреждение, внутри и вне которого подросток достаточно свободно взаимодействует, поддерживает и расширяет неконтролируемые неформальные отношения со сверстниками, определяет время и характер досуга, где он относительно свободен и в выборе пространства и в конкретной ситуации взаимодействия.
Тогда почему же из интерната убеают дети? Этому вопросу мы посвящаем сегодняшнее заседание. Прежде, чем мы попытаемся найти ответ на этот вопрос, познакомимся понятиями побега и самовольного ухода и той их классификацией, которые дают им российские и зарубежные педагоги, психологи, социологи. Под бегством понимается добровольное, самовольное (тайное или явное) оставление дома, образовательного учреждения . Бегство может быть вызвано различными причинами: социально-экономическими условиями, потерей чувства безопасности, хроническими конфликтами, ущемлением прав ребенка воспитателями, учителями, старшими воспитанниками и др. К самовольным уходам из учреждения детей склоняет система отношений и взаимодействия в группе (классе, неформальной группе и др.), а также различные нарушения психики.
Попадая в интернат после относительной свободы, социальный сирота болезненно переживает её потерю, а также дисциплинарное давление и санкции со стороны персонала. А.С. Макаренко говорил, что сирота испорчен воспитанием в семье, воспитанием в школе и воспитанием на улице. Во всех этих сферах он был максимально свободен от выполнения дисциплинарных норм и правил поведения. Поэтому он использует уход, бегство как стратегию избегания в конфликтной ситуации.
В.П. Кащенко учитывал соотношение в коллективе детей, склонных к побегам, и детей, адаптированных к условиям интерната, а также факт влияния меньшинства членов группы, склонных к побегам и бродяжничеству, на большинство. Наличие нарушений и отклонений в психическом развитии, повышенной внушаемости и подражания, наличие влечений, проявляющихся в жесткой фиксированности и последовательности в удовлетворении потребности (влечения) совершить побег, отсутствие эффективных психолого-педагогических методов профилактики и коррекции приводят, по мнению Кащенко, к распространению этого явления во вспомогательных школах-интерната, интернатных учреждениях для детей-сирот.
А.Е. Личко связывает уходы (побеги) с тяжело протекающими возрастными кризисами. По мнению Личко одна треть детей и подростков,совершающих побеги из дома или учреждения интернатного типа, имеют патологическую основу.
Первые побеги обычно совершаются в страхе наказания или как реакция оппозиции, а по мере повторения превращаются в «условно-рефлекторный стереотип».
В этом плане она выделяет четыре типа побегов у детей: эмансипационные, импульсивные, демонстративные, дромоманические.
2 Эмансипационные побеги. Это наиболее частые побеги (45%). Они совершаются, чтобы избавиться от опеки и контроля родных или воспитателей, от наскучивших обязанностей и понуждений и отдаться «свободной», «веселой», «лёгкой » жизни. Начало этих побегов падает в основном на возраст 12-15 лет. Поводом для первого побега нередко является ссора, столкновение с родителями или воспитателями интерната, детского дома. Но не страх перед ними, а жажда освободиться от надзора, надоевшего режима, наскучившего образа жизни толка. Такие побеги обычно совершаются не в одиночку. В 85% этим побегам предшествуют прогулы занятий, в 75% они сочетаются с делинквентностью, в 32% - с алкоголизацией во время побега. Эмансипационный тип побегов наиболее свойственен психопатиям и акцентуациям характера и неустойчивого типов.
Импульсивные побеги. Этот вид составляет 26% побегов. Чаще всего первые побеги были следствием жестокого обращения, суровых наказаний, «расправ» со стороны родных или товарищей по интернату, детскому дому. Побегу может способствовать неправильный пит семейного воспитания – гипопротекция или явное или скрытое отвержение ребенка, воспитание по типу жестокого отношения. Подобные побеги обычно совершаются в одиночку. Во время них всё поведение строится так, чтобы забыться, отвлечься от тяжкой ситуации. Деньги на еду обычно добываются сбором бутылок, продажей цветов, но не воровством. Однако повторные побеги становятся стереотипной поведенческой реакцией на любую трудную ситуацию. Постепенно проявляется делинквентность. Возраст импульсивных побегов от 7 до 15 лет. В более старшем возрасте вместо побега подросток выбирает переезд (например, в общежитие).
Демонстративные побеги. Эти побеги являются следствием реакции оппозиции и наблюдаются в 20% случаев. Особенность данных побегов в том, что убегают недалеко и в те места, где их увидят, поймают и возвратят. В побеге ведут себя так, чтобы привлечь внимание окружающих. Причина – гиперпротекция, уменьшение внимания со стороны референтных взрослых или необходимость получить какую-либо материальную выгоду или сформировать авторитет у сверстников. Возраст демонстративных побегов 12-17 лет.
Дромоманические побеги. Редкий тип – 9% случаев. Этим побегам предшествует внезапно и беспричинно изменяющееся настроение («какая-то скука», «тоска»). Возникает немотивированная тяга к перемене обстановки. В побег пускаются в одиночку и только за тем находят попутчиков. Внезапно возвращаются домой – измученные, притихшие, послушные. Стыдятся своего поступка.
Обстоятельную классификацию побегов у детей и подростков разработал Н. Stutte, выделивший следующие их типы: 1) побеги, как следствие недостаточного надзора, поиск развлечения и удовольствия; 2) побеги, как реакция протеста на чрезмерные требования или на недостаточное внимание со стороны близких; 3) Побеги, как реакция тревоги и страха наказания у робких и забитых; 4) «специфически-пубертатный побег» вследствие возрастного фантазёрства и мечтательности.
3 Весьма удачной представляется также зарубежная классификация, в которой типы беглецов представлены в зависимости от уровня конфликта между родителями и детьми (Roberts). Согласно данной типологии выделяется четыре основные группы детей-беглецов: беглецы- исследователи, беглецы-искатели приятного общества; беглецы-шантажисты; беглецы от проблем; беглецы от опасности.
1. Беглецы-исследователи – это молодые люди, желающие путешествовать, родители которых никогда не давали им и шагу сделать самостоятельно. Беглецы-исследователи искали приключений, чтобы таким образом утвердить свою независимость. Они сообщали родителям, что покидают их, оставляя записку. Если их не задерживала полиция, они обычно возвращались домой по собственной инициативе. Искатели приятного общества обычно имели конфликты с родителями по главному, с их точки зрения, вопросу: о свидании с молодым человеком, по поводу требований рано приходить домой или запрете участвовать в каком-либо важном для них событии. Они тайно покидали дом, чтобы заняться запрещённым для них делом, после чего или также незаметно возвращались, или оставались на ночь у друзей, а утром обычно звонили родителям и спрашивали разрешения вернуться.
2. Беглецы-шантажисты обычно имели более серьёзные и длительные конфликты с родителями по поводу домашних дел, выбора друзей и т.п., поэтому они уходили, чтобы заставить родителей принять их условия. В семьях беглецов от проблем, как правило, были тяжёлые конфликты и напряжённость, имели место частые скандалы, битьё посуды и побои; присутствовала угроза разрушения семьи. Большинство подростков из таких семей сталкивались с проблемами в школе и находили утешение в наркотиках или употреблении алкоголя, прежде чем сбежали из дома.
3. Беглецы от опасности ушли из дома, чтобы избавиться от постоянного физического и (или) сексуального насилия со стороны родителей или опекунов, нередко совершающих такие действия в пьяном виде. Такие подростки часто ещё более осложняют себе жизнь употреблением наркотиков и алкоголя. Нередко к уходу из дома их подталкивали избиения или угрозы. Молодые люди, подвергшиеся физическому и (или) сексуальному насилию, заметно отличаются от других беглецов во многих аспектах. Им приходится проходить через тяжелейшие испытания; большинство из них сталкиваются с самыми различными проблемами и происходят из трудных семей.
Итоги, выводы.
Технология работы с детьми, совершающими побеги, опирается на ряд факторов, среди которых наиболее важное место занимает взаимоотношение ребёнка с семьёй или домом, в котором он проживает.
Главная причина побегов всегда кроется в неудовлетворённости ребёнка своим местонахождением, невозможности жить в нормальных условиях, отсутствии контакта с родителями, недостатке их любви и заботы, стремлении к нахождению в типичной субкультуре. Как восполнение данных проблем у ребёнка появляется стремление заглушить переживаемые чувства, забыться в какой-либо интересной деятельности, особенно связанной с риском, приключениями и т.д. Всем этим требованиям и отвечает побег, где переживания детей носят экстремальный, яркий характер.
Взрослые должны помнить, что наказание за побег не может быть осознанно ребёнком как наказание за неадекватное поведение. Чаще всего оно воспринимается детьми как запрет на интересные приключения или свободное проведение времени. Лучшим способом отвлечения от побега является включение ребёнка в интересную деятельность с привлечением его фантазии, воображения.
Воспитателям нельзя забывать и игнорировать опыт известных советских педагогов: В.П.Кащенко (система трудового обучения и воспитания + огромное внимание умственному развитию детей); А.С.Макаренко (развитие принципов самоуправления, дисциплина и формирование общественного мнения как ведущего регулятора межличностных отношений, развитие традиций, построение воспитательного процесса на основе соединения обучения с производительным трудом); С.Т.Шацкого (идея народности воспитания в сочетании с трудовым обучением); А.А.Католикова (многопрофильный сельскохозяйственный труд в основе воспитательного процесса, система трудового, экономического и экологического обучения, воспитания и развития личности ребёнка). А также постоянно помнить, что в интересной, заполненной трудом, спортом, активным досугом организации жизнедеятельности нет времени и желания мечтать о побегах и совершать их. Как говорится в народе – от добра добра не ищут!
|