Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS


Психология и жизнь


Пятница, 26.04.2024, 10:49
Главная » 2010 » Июль » 16 » О пользе песка для детей и взрослых
О пользе песка для детей и взрослых
12:59
О пользе песка для детей и взрослых: Взгляд специалиста психолога на метод песочной терапии

Песок – это естественный природный материал, испокон веков используемый человеком. Вспомните собственные ощущения на песочном пляже, радость от возможности «растянуться» на песке, «закопаться» в него, детей, стремящихся в песочницу для создания чего-то нового и удивительного. Играя с песком, можно пережить гамму чувств – почувствовать себя песчинкой во Вселенной или ощутить всемогущим творцом.
Контакт с песком у взрослого человека формирует особое мироощущение детской естественности, непосредственности и творческого очарования. Происходит высвобождение от обыденности, стереотипов, что помогает найти новые грани и возможности самореализации, раскрыть внутренний ресурс. Взаимодействие с песком дает Вам возможность выявить истинную причину жизненных затруднений и найти более гибкие способы их решения, снизить эмоциональное и физическое напряжение, направить внутреннюю энергию в созидательное русло.
Впервые в качестве «средства лечения» песок открыл швейцарский психоаналитик и философ Карл Гюстав Юнг. Он утверждал, что «часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьётся разум». А фигурки и замки из песка, созданные спонтанно, - это как раз те символы, с помощью которых с нами говорит наше бессознательное, показывая разуму возможности самоисцеления.

Опираясь на теорию Юнга, его ученица, психоаналитик Дора Калф, в 50-х годах прошлого века создала песочную терапию (sand-play - по-английски «песочная игра») - метод, который сегодня психологи и психотерапевты используют для работы как с детьми, так и со взрослыми. Техника «песочной терапии» возникла в рамках юнгианского аналитического подхода и во многом базируется на работе с символическим содержанием бессознательного как источником внутреннего роста и развития. Примерно в 40-х годах в Швеции появился «тест мира», разработанный Шарлоттой Бюлер, или так называемый «Erica метод», который до сих пор используется в Швеции как диагностический инструмент в детской психиатрии. В Швейцарии несколько позже в работе с детьми начала использоваться Техника Мира Маргарет Ловенфельд, взятая из «теста мира». В свою очередь, Дорой М. Калф (Швейцария) из Техники Мира был разработан терапевтический метод — сэндплэй вначале для работы с детьми, но в дальнейшем этот метод начал использоваться и в работе со взрослыми.
Песо́чная терапи́я — один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.
Создание песочных картин помогает Детям и Взрослым преодолеть внутренние страхи (темноты, животных и др.), снизить повышенную возбудимость, агрессивность, раздражительность, обрести чувство защищенности, научиться доверять себе и собственным желаниям, развить представления об окружающем мире, стимулировать воображение и творческие способности, сформировать здоровые истинные ценности и мн. др.
Детское, подростковое и взрослое творчество в песочнице – это возможность изменить мир внутри и вокруг себя с легкостью, естественно и игриво.
Сеанс песочной терапии длится 60-80 минут.
В песочной терапии используется деревянный поднос стандартного размера (49,5 х 72,5 х 7 см) по внутреннему периметру , песок, вода и коллекция миниатюрных фигурок. Дно и борта песочниц обычно выкрашены в голубой цвет, что позволяет моделировать воду и небо. Дно ящика, выкрашенное в голубой цвет, обозначает воду, море; голубые борта - воздух и небо. На дно насыпается мелкий морской песок слоем примерно 3,5-4 см. Выкладываются различные игрушки - машинки, фигурки людей и животных, растения, игрушки из «киндер-сюрпризов», камешки и т. д. - то есть всё, что может отражать реальную жизнь.

Как правило, психотерапевт просит клиента создать на песке свою страну или свою семью. В зависимости от того, какие фигурки использовались в композиции, можно делать выводы о внутренних, часто неосознаваемых тревогах, надеждах, конфликтах человека.


Например, фигурки в виде раковин, пещер символизируют женское начало. Если женщина помещает в раковину бусинку, значит, она или уже беременна, или планирует беременность. Большое количество морских тварей может означать наличие серьёзных внутренних заболеваний, о которых человек может ещё не знать, потому что они пока никак себя не проявили. В таком случае можно посоветовать обследование у врачей.

Когда творение закончено, оно обсуждается вместе со специалистом: «А что это означает?», «Что вы хотели бы изменить?». Когда человек находит объяснение своим переживаниям, он, во-первых, успокаивается, обретает чувство определённости и уверенности, во-вторых, подсознательно настраивается на изменения и быстрее находит пути разрешения проблем (не ладящиеся отношения с родителями, мужем, коллегами по работе), которые определяют наши поступки.

Как это выглядит на практике? Скажем, человек на приёме у психолога (психотерапевта) жалуется на то, что у него не получается завязывать отношения с людьми, почему-то все его избегают. Хотя сам он считает себя очень открытым и дружелюбным.

Но «его страна», построенная в песочнице, окружённая пушками и заборами, выдаёт прямо противоположное, то, что ускользало от его сознательного восприятия: его закрытость и даже агрессивность по отношению к окружающим. Стоило убрать заборы - и уже подсознательно начались изменения. Он даёт себе новую установку... и вдруг люди становятся дружелюбнее.
Коллекция включает в себя все возможные объекты, которые только встречаются в окружающем мире. Используются фигурки реальные и мифологические, созданные человеком и природой, привлекательные и ужасные. Использование естественных материалов позволяют ощутить связь с природой, а рукотворные миниатюры — принять то, что уже существует. Для терапевта составление коллекции может стать отдельным творческим и увлекательным процессом. Метод песочной терапии или sandplay пока еще мало известен в Украине, но по своей эффективности является очень перспективным. Корни этого метода исходят из юнгианского психоанализа, поэтому часто этот метод называют юнгианская песочная терапия.
Песочная терапия – это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок, подноса с песком, некоторого количества воды – и ощущения свободы и безопасности самовыражения, возникающей в общении с психологом.
Песочная терапия – это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия.
Этот метод может быть использован в терапевтической работе как с детьми (с 3-х лет), так и со взрослыми и с подростками со следующим спектром проблем:
• - сложности во взаимоотношениях со взрослыми (родителями, воспитателями, учителями и сверстниками)
• - психосоматические заболевания
• - различные формы нарушений поведения
• - сложности, связанные с изменениями в семейной ситуации: развод, появление младшего ребенка, потери и т.д.
• - повышенная тревожность
• - страхи
• - адаптация в школе и детском саду
• - неврозы
От других форм арт-терапии этот процесс отличается простотой манипуляций, возможностью изобретения новых форм, кратковременностью существования создаваемых образов. Возможность разрушения песочной композиции, её реконструкция, а также многократное создание новых сюжетов, придает работе определенный вид ритуала. Создание последовательных песочных композиций отражает цикличность психической жизни, динамику психических изменений. Здесь не требуется каких-либо особых умений. Миниатюрные фигурки, природные материалы, возможность создания объемных композиций придают образу дополнительные свойства, отражают разные уровни психических содержаний, помогают установить доступ к бессознательным уровням психики. При работе в психотерапии над расстройствами, происходящими из поры раннего детства, когда ребенок еще не мог разговаривать, зрительный образ является очень важным. Возможность самовыражения в песочной терапии не ограничена словами. Также как один символ или образ может выразить больше, чем сотня слов, фигура или сцена, построенная вами, может передать чувства, эмоции, конфликты, не доступные словесному выражению. Это важно для многих из нас. Особенно это может помочь тем, кому по каким-то причинам трудно облечь свои переживания в слова (например, тем, чьи переживания настолько остры и болезненны, что соприкасаться с ними напрямую тяжело – детям, которые пока еще не чувствуют себя непринужденно в мире слов).
Литература
• Дикманн Х. Методы в аналитической психологии.- М.: ООО "ЦГЛ «РОН», В.Секачев,2001.- 329с.
• Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по песочной терапии.-СПб.: «Речь», 2002.-224с.
• Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту.- СПб.: Речь,2006.-176с.
• Штейнхард Л. Юнгианская песочная терапия.-СПб.: Питер,2001.-320с.
• Юнг К. Г. Воспоминания, сновидения, размышления. Минск: Попурри , 2003.-495с.
• Юнг К. Г. Человек и его символы.- М.: Серебряные нити, 2002.-296с.
• Юнг К. Г. Практика психотерапии. Минск: Харвест, 1998.-383с.
Гокина Л.А. Практический психолог ОЦПП УОН Донецкой ОДА, психолог высшей категрии, «Психолог-методист»

Просмотров: 3561 | Добавил: Люлена | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Календарь
«  Июль 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Rambler's Top100
    stat24 -счетчик посещаемости сайта