Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS


Психология и жизнь


Пятница, 19.04.2024, 08:48
Главная » 2009 » Июль » 29 » Особенности арт-терапевтических методов в работе с детьми с отклоняющимся развитием
Особенности арт-терапевтических методов в работе с детьми с отклоняющимся развитием
20:19

Целью написания этой статьи является рассмотрение некоторых технологических приемов арт-терапевтического воздействия в рамках психокоррекционной работы с детьми с отклоняющимся развитием, проводимой в школах-интернатах Донецкой области. Коррекция на сегодня рассматривается как система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия.
   Основное отличие психокоррекции от воздействий, направленных на психологическое развитие человека, заключается в том, что психокоррекция имеет дело с уже сформированными качествами личности или видами поведения и направлена на их переделку. Основная задача состоит в том, чтобы при отсутствии или недостаточном развитии сформировать у человека нужные психологические свойства.
Как видим, в современной практической психологии сужается понятие коррекции, игнорируются ее педагогические основы, средства при помощи которых, собственно, и проводятся все мероприятия по психологической коррекции.
   На наш взгляд нужно раздвинуть рамки предмета коррекции, показать ее универсальный характер в оказании психологической помощи не только людям со сформировавшимися качествами личности, а и подрастающему поколению, среди которых все больше количество тех, кому нужна психологическая привинтивная поддержка, особенно аномальным детям.
Методы коррекционного воздействия с этими детьми должны быть направлены если не на устранение, то на возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья стойким расстройством функций умственного развития. Конечной целью коррекционного процесса является реабилитация – восстановление социального статуса аномального ребенка, упрочение его психоэмоционального благополучия, достижение ими материальной независимости и максимальная социальная адаптация с дальнейшей интеграцией в общество. Одной из составных частей социального аспекта реабилитации является психологическая коррекция, проводимая в школах-интернатех для детей с отклоняющимся развитием с использованием арт-терапевтических технологий.
   Арт-терапия – метод лечения при помощи искусства. Введен в употребление А.Хиллом в 1938 году. Ценность данного метода в коррекционной социально-психологической работе состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне анализировать разные чувства, исследовать их и давать им описательное выражение.
   Методика арт-терапевтического воздействия базируется на постоянном отражении внутреннего «Я» человека в зрительных, слуховых и двигательных образах во время его спонтанной (неконтролируемой высшими нервными центрами) художественной деятельности (рисунок, лепка, составление композиций, самовыражение в движении, танце, ритме и т.д.). Анализ результатов рисования, лепки, композиционной работы с природным материалом рассматривается в психологии как результат «активности» воображения, напрямую связанный с реализацией ассоциативных импульсов (сублимация). При этом очень важно, что художественная ценность результата не имеет значения.      Практическое применение арт-терапевтических методик дает возможность выхода сильным эмоциям, способствует разрешению внутренних конфликтов, облегчая тем самым психокоррекционный процесс. Она дисциплинируется внутренне, повышает самооценку, способствует осознанию ощущений и чувств, помогая тем самым интерпретировать символы, и, в дополнении к этому, развивает художественный вкус, творческие способности, эстетическое восприятие действительности.
    Сегодня мы остановимся подробнее на методе «Музыкальной терапии». Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции. Многочисленные методики музыкотерапии предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия (прослушивания музыкальных произведений, индивидуальное и групповое музыцирование), так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приемов усиления их воздействия и повышения эффективности.В 70-80-е годы вышло несколько монографий посвященных музыкотерапии, в каждой имеются главы по применению музыки с лечебной целью у детей страдающих неврозами (К.Швабе,1974), ранним детским аутизмом (Р.О. Бенензон,1973), а также исследования по объективизации влияния музыки на детей (У.Грюс, Г.Грюс, З.Мюллер,1971). В 1982 г. в Берлине вышла книга Ю.Брюкнер, И.Медераке и К.Уьбрих «Музыкотерапия для детей» в которой очень детально рассмотрены все возможные виды детской музыкотерапии, включая пантомиму и различные способы рисования под музыку.    Музыкотерапия активно используются в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и др.
После второй мировой войны за рубежом получило довольно широкое распространение лечение музыкой различных психических расстройств. Определились две независимых друг от друга течения: американская и шведская школы. Американская музыкотерапия имеет эмпирико-клиническую ориентацию. Это главным образом описание клинического эффекта воздействия музыки, различной по форме и содержанию, на основании чего составляются «лечебные» каталоги музыки. Это своего рода музыкальная фармакология, в которой выделяют две стороны лечебного воздействия: стимулирующую и седативную. Сторонники психоанализа объясняют воздействие музыки ее влиянием на сферу влечений. Используя для объяснения эффекта музыки понятия «катарсиса», они вкладывают в этот термин принципиально иное значение. Музыка является не только средством, снижающим и устраняющим эмоциональное напряжение, но и главным образом каналом для выхода сексуальной энергии. 
   Шведская школа, будучи ориентирована на глубинную психологию, считает, что в коррекционной работе музыкотерапии должна отводиться центральная роль т.к. музыка благодаря своим специфическим особенностям в состоянии проникать в глубинные слои личности. Альтшулер обнаружила физиологические изменения у пациентов, адекватные определенным типам музыкального воздействия и обосновала терапевтический подход, названный ею «изо-принципом музыкотерапии». Согласно этому положению при затруднении словесного контакта с клиентом музыка способствует его установлению, если она соответствует эмоциональному тонусу клиента. То есть при депрессии показана музыка тихая, спокойная, при возбуждении – громкая, быстрого темпа. История музыкотерапии знает немало приемов практического применения этого принципа.
Правильный выбор музыкальной программы – ключевой фактор музыкотерапии. Для того чтобы музыка контактировала с клиентом, она должна соответствовать его эмоциональному состоянию. Еще в 1916 В.М.Бехтерев писал: «Музыкальное произведение, по своему состоянию совпадающее с настроением слушающего, производит сильное впечатление, Произведение, дисгармонирующее с настроением, может не только не нравиться, но даже раздражать».
Специальные физиологические исследования выявили влияние музыки на различные системы человека. Рядом исследователей было показано, что восприятие музыки ускоряет сердечные сокращения, повышает темп респирации. Было обнаружено усиливающее действие музыкальных раздражителей на пульс, дыхание в зависимости от высоты и силы звука и тембра. Частота дыхательных движений и сердцебиений изменялась в зависимости от темпа, тональности музыкального произведения.
   Физиологическое воздействие музыки на человека основано на том, что нервная система, а с ней и мускулатура обладают способностью усвоения ритма. Музыка как ритмический раздражитель, с ее помощью можно достигнуть повышения ритмических процессов организма в более строгой компактности и экономичности энергетических затрат.
   Известно, что ритм марша, рассчитанный на сопровождение отрядов войск в длительных походах, чуть медленнее ритма спокойной работы человеческого сердца. При таком ритме музыки можно идти очень долго, не испытывая сильной усталости. В то же время марши, звучащие во время парадных шествий, более энергичны. Это несколько повышает нормальный ритм человеческого сердца в спокойном состоянии. Поэтому такие марши оказывают бодрящее, мобилизирующее воздействие. Показано, что ритм марша в три четверти оказывает успокоительное воздействие. Не меньшей силой воздействия, чем ритм, обладает музыкальная интонация. Музыка использует в качестве своей основы как первичные голосовые реакции (плач, смех, крик), механизмом которых служит безусловный рефлекс, так и развившиеся позднее на их основе условные интонации, в которых больше социально обобщенного значения. Такое сочетание различных интонационных основ обеспечивает наибольшую выразительность. 
  Среди музыкальных инструментов можно выделить лидера по воздействию на состояние человека – это орган. При отборе музыкальных произведений необходимо учитывать, что мелодичные произведения, обладающие четким, строго выраженным ритмом, вызывают немедленную ответную реакцию практически у всех слушателей. Если же в музыкальном произведении нет единого четко выдержанного ритма, если оно отличается сложной архитектоникой его тематики то воспринимать ее могут лишь люди, знакомые с музыкой, получившие определенную музыкальную подготовку. В связи с этим и реакция на прослушивание такой музыки при отсутствии должной музыкальной культуры возникает несколько замедленно, примерно через 1-4 мин. После начала прослушивания. В целом наиболее сильную эмоциональную реакцию на музыкальное произведение проявляют люди со средней музыкальной культурой.    Эти люди достаточно подготовлены, чтобы воспринять даже сложное музыкальное произведение во всей его полноте, и в то же время часть нюансов звучания, отдельные технические моменты – исполнение, скрытое от них, не отвлекает их внимание от главного содержания музыки и не привносят в акт восприятии слишком явный элемент рассудочности, характерной для реакции знатоков и специалистов.  
  Сердечно-сосудистая система заметно реагирует на музыку, доставляющую удовольствие и создающую приятное настроение. В этом случае замедляется пульс, усиливаются сокращения сердца, снижается артериальное давление, расширяются кровеносные сосуды. При раздражающем характере музыки сердцебиение учащается и становится слабее. Под действием музыки изменяется тонус мышц, моторная активность. Слушающий музыку не только воспринимает музыкальный ритм своим двигательным аппаратом, но и беззвучно пропевает музыку (перцептивная воказизация). Причем в беззвучных сокращениях связок точно отражается частота, громкость и длительность воспринимаемых звуков. Музыкальная стимуляция уменьшает время двигательной реакции, повышает лабильность зрительного анализатора, улучшает память и чувство времени, оживляет условные рефлексы. Музыка оказывает влияние на холестериновый обмен: спокойная музыка способствует переключению вегетативной нервной системы в трофотропном направлении, возбуждающая музыка вызывает эрготропную реакцию.
   Музыка способна устанавливать общее настроение, причем эмоциональна окраска образов, возникающих при ее восприятии, различна в зависимости от индивидуальных особенностей музыкального восприятия, степени музыкальной подготовки, интеллектуальных особенностей слушающего. Изучение эмоциональной значимости отдельных элементов музыки – ритма, тональности – показало их способность вызывать состояние, адекватное характеру раздражителя: минорные ритмы действуют возбуждающе и вызывают отрицательные эмоции, мягкие ритмы успокаивают, диссонансы – возбуждают, консонансы – успокаивают. Положительные эмоции при музыкальном прослушивании, «художественное наслаждение» по мнению Л.С.Выготского, не есть чистая реакция, но требует высочайшей деятельности психики.         Мучительные и неприятные аффекты при этом подвергаются некоторой разрядке, уничтожению, превращению в противоположное.
Подробный обзор литературы, посвященный различным аспектам музыкотерапии, представлен в работах Л.С.Брусиловского (1971), В.Ю.Завьялова (1995), К.Швабе (1974) и др. Музыкотерапия может служить вспомогательным средством установления контакта между психологом и ребенком и средством, облегчающим эмоциональное реагирование в процессе коррекционной работы.
Выделяют четыре основных направления коррекционного действия музыкотерапии:
1. Эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии.
2. Развитие навыков межличностного общения, коммуникативных функций и способностей.
3. Регулирующее влияние на психовегетативные процессы.
4. Повышение эстетических потребностей. 
В качестве психологических механизмов коррекционного воздействия указывают:
 Катарсис - эмоциональную разрядку, регулирование эмоционального состояния;
 облегчение собственных переживаний;
 конфронтацию с жизненными проблемами;
 приобретение новых средств эмоциональной экспрессии;
 облегчение формирования новых отношений и установок.
Эффективность предложенной арт-терапевтической техники можно оценивать по результатам следующих тестов:
• цветовой Люшера;
• графической самооценки;
• тест Лутошкина;
• социометрия;
   Выводы: незначительные экономические затраты; достаточно объективные способы регистрации арт-терапевтической работы по стимуляции коммуникативных умений, развитию практических навыков (в том числе связанных с профессиональной деятельностью), по преодолению социальной депривации, освоению более адаптивных форм поведения (в частности в ситуациях конфликта), по повышению уровня самооценки и ответственности за свое поведение, выравниванию эмоциональной сферы и развитию творческого потенциала; личностный рост – все это позволяет рекомендовать активное внедрение этих методов в практику работы психологической службы вспомогательных школ-интернатов на современном этапе ее развития.


Практический психолог областного центра практической психологии
управления образования и науки, психолог высшей категории Гокина Лилия Анатольевна



Просмотров: 4127 | Добавил: Larisa | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 1
1 Надежда  
0
Арт-терапевтические методы повышают эмоциональное состояние ребенка, который имеет отклонения в развитии. Эта статья полезна не только для специалистов- психологов, но ее можно рекомендовать и педагогам, которые также работают с детьми этой категории.

Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Календарь
«  Июль 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Rambler's Top100
    stat24 -счетчик посещаемости сайта